Нюансы финансовых операций с иностранной валютой

    C середины 2001 г. в России началась либерализация системы регулирования валютных отношений. Принятие в 2003 г. нового закона «О валютном регулировании и валютном контроле» потребовало кардинального обновления нормативно-правовой базы валютного регулирования. 
    В законе были уточнены и конкретизированы многие принципиально важные для регулирования сферы валютных отношений понятия, такие как валюта Российской Федерации, иностранная валюта, валютные операции и др. Основные цели валютной политики государства - это достижение и поддержание устойчивого экономического роста, сдерживание роста безработицы и инфляции, поддержание равновесия платежного баланса. Инструментом реализации валютной политики является валютное регулирование. Оно становится, с одной стороны, своеобразным «фильтром», сдерживающим действие нежелательных для страны процессов, происходящих в мировой экономике, а с другой стороны, координатором, определяющим правила взаимодействия между странами в сфере валютных отношений. 

  Валютный контроль - составная часть валютной политики государства в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере валютных и внешнеэкономических операций:

   контроль за перемещением через таможенную границу валютных ценностей;

   контроль за валютными операциями;

   контроль за выполнением резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте.

   В РФ валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. В качестве агентов валютного контроля могут выступать уполномоченные банки, подотчётные Центральному банку Российской Федерации.
   Для проведения операций в иностранной валюте юридическим лицам и физическим лицам – индивидуальным предпринимателям необходимо открыть в Банке расчётный счёт.
   В целях осуществления валютного контроля оформляется паспорт сделки. Паспорт сделки — документ, служащий целям валютного контроля. Паспорт сделки оформляется в случае, если имеют место валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а в некоторых случаях — через счета в банке-нерезиденте.
   Оформление паспорта сделки необходимо в двух случаях.
     Первый случай - если указанные валютные операции осуществляются как платежи за вывозимые с таможенной территории РФ или ввозимые на таможенную территорию РФ товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту) (далее — контракт), заключенному между резидентом и нерезидентом.
     Второй случай, когда необходимо оформление паспорта сделки, — осуществление валютной операции по кредитному договору или договору займа.
   По каждому внешнеторговому контракту, заключенному экспортером или импортером, оформляется один паспорт сделки в 2 экземплярах.

Оформление паспорта сделки не требуется в случаях, если контракт заключен:

   между нерезидентами и физическими лицами— резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, при   осуществлении указанными резидентами валютных операций по контракту;

   между нерезидентом и кредитной организацией— резидентом;

   между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление валютных операций (Правительство РФ, ЦБ РФ, Минобороны);

   между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тысяч долларов США по курсу, установленному Банком России, иностранных валют к рублю.